Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Февраля
    Г.Д.Авалишвили
  • 1 Февраля
    В.А.Родина
  • 2 Февраля
    Ф.Г.Гарипов
  • 2 Января
    В.Ш.Клигман
  • 2 Февраля
    М.Ю.Торхов
  • 3 Февраля
    О.А.Антропов
  • 4 Февраля
    В.И.Блинов
  • 4 Февраля
    А.В.Глазырин
  • 4 Февраля
    Н.В.Кузнецов
  • 5 Февраля
    Т.А.Абрамова
  • 5 Февраля
    А.В.Галаганов
  • 6 Февраля
    И.М.Гордеев
  • 6 Февраля
    Н.Р.Сухачева
  • 7 Февраля
    Г.Т.Березина
  • 7 Февраля
    Н.И.Плиткин
  • 9 Февраля
    Е.А.Лукьянова
  • 9 Февраля
    Н.К.Новиков
  • 9 Февраля
    В.А.Фадиенко
  • 10 Февраля
    Ю.А.Нифонтов
  • 11 Февраля
    А.В.Василишин
  • 11 Февраля
    В.В.Мурзин
  • 11 Февраля
    Л.И.Скорчева
  • 12 Февраля
    В.Ф.Долгих
  • 12 Февраля
    Т.Р.Лебедина
  • 12 Февраля
    Н.А.Мальцева
  • 13 Февраля
    А.Н.Петров
  • 13 Февраля
    Ф.Н.Петрова
  • 15 Февраля
    А.А.Баранов
  • 15 Февраля
    В.Г.Ручкин
  • 15 Февраля
    В.А.Токарева
  • 16 Февраля
    Е.А.Василишина
  • 17 Февраля
    С.В.Березицкий
  • 18 Февраля
    В.С.Маклыгин
  • 18 Февраля
    В.Р.Хачатуров
  • 18 Февраля
    С.А.Шаипова
  • 18 Февраля
    Т.Н.Яшкунова-Сабадаш
  • 19 Февраля
    Г.Н.Пушников
  • 20 Февраля
    И.Е.Окунев
  • 22 Февраля
    В.С.Краснов
  • 22 Февраля
    Ф.А.Хусаинов
  • 23 Февраля
    А.В.Воронцов
  • 24 Февраля
    А.Ю.Долгих
  • 24 Февраля
    А.И.Острягин
  • 25 Февраля
    Н.Е.Симонович
  • 27 Февраля
    Э.М.Бешкильцева
  • 27 Февраля
    Ю.В.Кузнецов
  • 27 Февраля
    Л.И.Марченко
  • 27 Февраля
    Ю.К.Шафранник
  • 28 Февраля
    А.А.Дремов
  • 28 Февраля
    Н.И.Шибанова
  • 29 Февраля
    Т.В.Новопашина
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

ЯМАЛ86

Курсы валют

19.02 18.02
USD 56.3554 56.3554
EUR 70.6471 70.6471
все курсы

Тюменский Пришвин

 

4 февраля (23 января по старому стилю) исполнилось 145 лет со дня рождения Михаила Пришвина, жизнь и творчество которого самым тесным образом связаны с нашим городом.

История культурной, литературной Тюмени немыслима без Михаила Пришвина. Он крупнейшее явление русской литературы XX века и все еще во многом – явление неоткрытое. Только в 2017г. в петербургском издательстве «Росток» закончилась публикация «сокровенного», тайного восемнадцатитомного дневника Пришвина, охватывающего огромный период русской истории XX в. – с 1905г. по 1954г. Нам еще предстоит открыть творчество писателя в его полноте и глубине.

Тюменский и сибирский тексты русской литературы связаны, прежде всего, с автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым он работал почти в течение всей своей жизни. Без поездки писателя в Сибирь в 1909г. было бы невозможно появление шедевра раннего Пришвина, писателя Серебряного века, – «Черный араб». Сегодня мы по-новому прочитываем его Сибирский дневник 1909г. и цикл очерков 1913г. «Заворошка», в котором отразились его сибирские впечатления.

Как писатель-путешественник Пришвин объездил почти всю Россию, побывал на Русском Севере, в Крыму, на Урале, на Дальнем Востоке. Но  с Тюменью у него особенно тесные, личные связи. Важнейшими событиями своей жизни он считал побег в Америку в первом классе Елецкой гимназии и исключение из гимназии. Оба события связаны с именем великого русского писателя и философа Василия Розанова. Вследствие этих событий Михаил Пришвин и оказался в 1889г. в Тюмени у своего дяди Ивана Игнатова, крупнейшего сибирского пароходовладельца, о чем рассказано в «Кащеевой цепи».

В дневнике на протяжении всей жизни Пришвин осмысляет это событие и роль Тюмени в своей судьбе. Так, например, в дневнике 1939г. есть такая запись: «Мысли-чувства в детстве-юности, из которых потом развивается душевная жизнь, – это было первое: в Тюмени (мне 19 лет) синичка на окне и мое необычайное волнение при виде ее, волнение от чувства связи их мира и нашего, и что синичка эта есть во мне самом. Из этого развилось мое чувство родственного внимания и вся моя литература».

У Тюмени, я думаю, есть все основания гордиться своей ролью в судьбе и творчестве Пришвина.

Сибирское путешествие Пришвина 1909г. длилось около трех месяцев: с июля по октябрь. Как корреспондент газеты «Русские ведомости» он отправился в Сибирь изучать последствия Столыпинской реформы, в ходе которой в Сибирь, в поисках земли, хлеба, воли и лучшей жизни, отправилось большое количество крестьян.

Ни лучшей жизни, ни земли счастья Пришвин в Сибири не нашел, но взамен он открыл для себя здесь формулу русской жизни. Произошло это во время переправы через Иртыш на самолете – так назывался плот с колесами, как  у парохода. Плот этот был до предела заполнен людьми, лошадьми, повозками, и казалось, что вся эта масса людей и животных, как пишет Пришвин, нарочно старается разломить и затопить его. Из этого события и рождается пришвинская формула русской жизни, весьма актуально звучащая и сегодня: «Россия. Бесформенность, хаос и все-таки лик. Вот-вот потонем, но плот все плывет».

О своих впечатлениях от Сибири Пришвин напишет: «Сибирь – богатейшая страна. Сибирь – необъятное пространство. Сибирь – золотое дно, страна обетованная». С его точки зрения, к Сибири нельзя подходить с представлениями человека, живущего в европейской части России: «Беда тому, кто приедет в Сибирь с обычным представлением о пространстве, с привычными мерами его и, значит, времени. Масштаб тут приблизительно такой: у нас десять, у них сто». Пришвин откроет для себя «великую сибирскую тайгу» и «великую сибирскую степь». Сибирь, в конце концов, предстанет ему как великая неосвоенная пустыня, заселенная свободными, дерзкими и смелыми людьми, земля богатейших и нераскрытых возможностей.

Тюмень всегда осознавала себя городом Пришвина. Так, в 1998г., в год 125-летия со дня рождения писателя, состоялся целый «Год Пришвина». Именно так, «Год М.М.Пришвина в Тюмени» назывался этот проект, организованный кафедрой русской литературы Тюменского государственного университета и поддержанный Тюменской городской Думой, которую возглавлял в то время Сергей Сметанюк. В 2003г., в год 130-летнего юбилея писателя, в Тюменском государственном университете прошла конференция «Город как культурное пространство», посвященная Михаилу Пришвину. В это время активно обсуждался вопрос о создании в музее им. Словцова постоянной экспозиции, посвященной Пришвину, которая, однако, так  и не открылась. Дом Игнатова, где проживал юный писатель, точнее, развалины дома по ул. Госпаровской (д. 41), продолжают разрушаться. Но есть и радостные события. В музее «Царская пристань», который не так давно открылся в нашем городе, есть богатейшая экспозиция, посвященная Ивану Игнатову. В 2011 г. вышла книга Сергея Кубочкина «Заводская слободка»… и еще 1 000 штрихов к портрету Тюмени», в которой есть рассказ о героях «Кащеевой цепи». Наконец, 26 января этого года в знаменитой тюменской школе сотворчества, возглавляемой Лидией Русаковой, открылся филиал дома-музея Пришвина в Дунино.

Михаил Михайлович Пришвин со своей «лейкой»

 

Наталья Дворцова,
доктор филологических наук, профессор ТюмГУ

 

Из дневников и афоризмов Михаила Пришвина:

 

Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены.

 

Бедняк — это прежде всего завистник (Сальери), отравляющий Моцарта.

 

Бойся думать без участия сердца.

 

В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.

 

Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое.

 

Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого.

 

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.

 

 

Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом.

 

Достижение славы похоже на достижение смерти. Только в могиле покойники просто лежат и лежат. А в славе люди лежат беспокойно потому, что у славного покойника остается одна беспокойная мысль: а что как слава сойдет?

 

Если можно добиться от себя слова своего собственного, самим собой рожденного, то разве можно тратить время и гоняться за чужими словами.

 

Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе.

 

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

 

Жизнь состоит из двух сил, называемых в общем любовью; одна сила — это любовь рождающая (родовая сила), другая — любовь образующая (сила личности). На одной стороне — роды, на другой — смерть: роды в смерть и смерть в бессмертие.

 

Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо!

 

 

Истинная любовь есть нравственное творчество.

 

Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других.

 

Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к хорошим людям.

 

Мудрец под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет, и сам человек в себе как родится бессмертным, так и уходит от нас…

 

Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет.

 

…Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая.

 

Не ищи от людей помощи в том, что сам себе можешь сделать, и не жалуйся на другого, если в себе самом сомневаешься: не сам ли я виноват, не я ли сам что-нибудь упустил?

 

Оптимизм становится возможным при условии личной трагедии. Выход из трагедии частного освобождает такое же огромное чувство жизнерадостности, как таяние льда скрытой теплоты весенней порой.

 

 

Нельзя поставить себе целью счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда.

 

Переносить страдание, просто страдать, — это, может быть, даже и сладко. А страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом — вот это настоящее.

 

Плохие люди — это кто хуже нас, хорошие — это как мы сами, а кто лучше нас — мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка, преклонись!

 

Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя.

 

Радость и счастье — это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость.

 

Самое трудное в деле искусства слова — это сделаться судьей самого себя.

 

Любить врага — это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека.

 

 

Правда — это победа совести в человеке.

 

Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие в мгновении, а для обыкновенных — в долготе жизни.

 

Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

 

У победителя счастье. И только счастливый может великодушно любить. Неудачник хватается за любовь, как утопающий за соломинку, и его любовь — это любовь для себя.

 

Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.

 

Читать мораль доставляет удовольствие, потому что, вычитывая, человек, в сущности, говорит о себе, и это очень приятно, и это есть своего рода творчество с обратным действием, то есть не освобождающим, а угнетающим, — творчество бездарных людей.

 

Чувство бессмертия — прирожденное чувство, иначе как бы мы жили беспечно до невозможности и безумно жестоко, или бы отдавали иногда совсем даром другому свою короткую жизнь.

 

..Любовь на земле есть единственная достойная удивления сила.

 

 

Фото Михаила Пришвина из архива
Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля