Я помню! Я горжусь!

календарь

Поздравляем с днем рождения!

  • 1 Июня
    Ф.Т.Алыев
  • 2 Июня
    С.Б.Голяков
  • 3 Июня
    Я.П.Канареев
  • 5 Июня
    А.Ю.Буланов
  • 5 Июня
    А.Е.Буланова
  • 5 Июня
    Н.О.Долгих
  • 5 Июня
    И.Б.Пищугин
  • 5 Июня
    А.Х.Шомахов
  • 6 Июня
    Д.В.Бородько
  • 6 Июня
    А.С.Ладанюк
  • 6 Июня
    С.С.Чурилова
  • 7 Июня
    А.А.Захаров
  • 7 Июня
    К.Л.Щепетев
  • 8 Июня
    Х.Х.Гумерский
  • 9 Июня
    Р.Ф.Маловечко
  • 10 Июня
    В.С.Плотников
  • 11 Июня
    Г.С.Югас
  • 12 Июня
    В.И.Асаенко
  • 13 Июня
    В.А.Архипов
  • 13 Июня
    Е.Ю.Клепалов
  • 13 Июня
    Л.С.Попова
  • 13 Июня
    И.Г.Реймер
  • 14 Июня
    А.Ю.Саковский
  • 14 Июня
    А.В.Шаталов
  • 15 Июня
    И.А.Межецких
  • 15 Июня
    А.В.Чинчевич
  • 17 Июня
    А.К.Дубяга
  • 17 Июня
    В.П.Иванова
  • 18 Июня
    Н.А.Бургачева
  • 18 Июня
    Н.Ф.Назаров
  • 20 Июня
    А.Г.Ахатов
  • 20 Июня
    Н.Л.Устюгов
  • 21 Июня
    О.Н.Рачкова
  • 21 Июня
    П.В.Тараканов
  • 22 Июня
    Д.Л.Фалалеева
  • 23 Июня
    С.С.Свеженин
  • 23 Июня
    В.В.Юхимчук
  • 24 Июня
    Н.И.Кизуб
  • 24 Июня
    Ю.В.Неёлов
  • 25 Июня
    В.А.Попов
  • 25 Июня
    К.К.Руппель
  • 27 Июня
    П.С.Барышников
  • 27 Июня
    В.Н.Бондарь
  • 27 Июня
    Л.Н.Вепрев
  • 27 Июня
    Н.И.Петрова
  • 28 Июня
    К.М.Беслекоев
  • 28 Июня
    А.Л.Сивков
  • 29 Июня
    О.В.Залогин
  • 29 Июня
    В.М.Пищугина
  • 29 Июня
    Л.Г.Рафиков
  • 30 Июня
    К.Т.Нарыжный
  • 30 Июня
    В.Г.Перевозкина
Все именинники

Праздники России

НАШ КИНОЗАЛ

ЯМАЛ86

Курсы валют

23.06 22.06
USD 63.1295 63.1295
EUR 71.3490 71.3490
все курсы

Первая тюменская нефть

Начало новой эпохи. Шаим.

 

В мае 2019 года исполнилось 55 лет со дня добычи первых тонн тюменской нефти. Период, предшествующий добыче первой нефти, был довольно непростым.

Неузнаваемыми стали Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в начале ХХI века по сравнению со второй половиной XX века. Масштабно-глобальные преобразования этого края осуществлены благодаря инициативным и творчески-научным, смелым и настойчивым действиям первых созидателей и целого поколения их последователей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Это стало величайшим событием века в истории страны, определившим экономическую и политическую значимость развития нашего государства, укрепление его ведущего международного положения.

Шестидесятые годы прошлого века были судьбоносными для Западной Сибири. В СССР не оправдала себя территориально-производственная структура управления народным хозяйством (Советы народного хозяйства). Осуществлялся вновь переход к государственно-отраслевой структуре.

Предположения геологов о наличии нефти и газа в Западной Сибири и продолжительные поиски углеводородов не давали положительных результатов. Некоторые видные учёные страны высказывали мнения о бесперспективности и прекращении геологоразведочных работ на нефть и газ в этом регионе.

Александр Константинович Протозанов - первый секретарь Тюменского промышленного обком КПСС, ведущие геологи Тюменской области настойчиво выступали за их продолжение.

В это время велись проектные работы на строительство каскада ГЭС на Оби. В результате осуществления этого проекта значительная часть территорий Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов оказывалась бы под водой.

В 1953 году получен первый фонтан газа в районе села Берёзово, и далее, до 1960 года, открытий новых месторождений нефти и газа не было. В 1960 году из пробуренной скважины у посёлка Шаим был получен первый промышленный фонтан нефти. Затем были получены мощные фонтаны нефти в 1961 году в среднем Приобье, у посёлка Мега Нижневартовского района и у посёлка Усть-Балык Сургутского района. В 1962 году геологи открыли крупное месторождение газа в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Некоторые крупные специалисты считали промышленную разработку месторождений нерентабельным. Несмотря на это, Тюменский промышленный обком КПСС по инициативе первого секретаря А.К. Протозанова настойчиво вносил в центральные органы управления предложения об усилении геологоразведочных работ в области и начале пробной разработки открытых месторождений. Практики освоения месторождений в труднодоступной, суровой территории в стране не имелось.

Предложения поддерживал председатель Комитета нефтедобывающей промышленности СССР – Николай Константинович Байбаков.  Различные мнения и предложения по Западной Сибири требовали тщательного изучения и расчётов по развитию этого района страны.

Следует отметить большую роль Фармана Курбановича Салманова в открытии и вовлечении запасов углеводородов в промышленную разработку на всём протяжении его трудовой деятельности, начиная от руководителя в нефтеразведочных экспедициях Тюменской области, «Главтюменгеологии» и до первого заместителя Министра геологии СССР.

ЦК КПСС летом 1961 года поддержало предложение. 19 мая 1962 года Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири», которым ставил задачу подготовить к разработке Усть-Балыкское, Мегионское и Трёхозёрное (в Шаиме) месторождения и представить в 1964-1965 г.г. данные о их запасах; в 1966 году организовать добычу нефти и газа и довести в 1970 году добычу нефти до 5 млн. тонн и газа до 10 млрд. кубических метров.

11 мая 1963 года Тюменский промышленный обком КПСС направил Письмо в центр «По вопросу организации и развития нефтегазовой промышленности в Тюменской области» с приложением соответствующего проекта постановления. Инициативу поддержал Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. И несмотря на то, что постановление правительства об обустройстве месторождений ещё не было принято, тюменцы добились для проведения этих работ выделения труб, резервуаров, трапно-замерных установок, задвижек и доставки их на месторождения.

Усть-Балык.

 

В сентябре 1963 года после объединения Свердловского и Тюменского Совнархозов был создан Среднеуральский Совет Народного Хозяйства, который решил организовать для добычи нефти в Тюменской области объединение «Тюменнефтегаз» с местом нахождения в городе Тюмени.

Совет Министров СССР 4 декабря 1963 года принимает Постановление «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ  в Тюменской области». Это постановление стало основой для ускорения геологоразведочных работ, позволило масштабно расширить поиск структур и разведку месторождений в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах области.

Постановлением определялись задачи:

– организовать в Тюмени объединение «Тюменнефтегаз» и научно-исследовательский и проектный институт «Гипротюменнефтегаз»;

– в апреле 1964 года разработать проектную документацию на проведение пробной эксплуатации;

– обеспечить выделение необходимого оборудования и материалов объединению «Тюменнефтегаз» и геологам в I квартале 1964 г., и доставку их в навигацию этого же года для проведения работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений;

– добыть в 1964г. 100 тысяч тонн нефти, в 1965 году – 200 тыс. тонн и поставить всю добытую нефть на Омский нефтеперерабатывающий завод;

– в 1970г. довести добычу нефти до 10 млн. тонн и газа – до 14 млрд. кубических метров;

– Государственному производственному комитету  по газовой промышленности СССР в 1964-1965 гг.провести проектирование и строительство нефтепроводов Шаим – Тюмень и Усть-Балык – Омск;

– построить 10 нефтеналивных барж в 1964 году и 30 барж в 1965 году;

– Министерству речного флота РСФСР провести дноуглубительные работы на Оби и её притоках;

– провести проектирование и строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут;

– создать в Тюмени индустриальный институт в 1964 году.

По предложению А.К. Протозанова в постановлении было записано: «Обязать руководителей совнархозов, министерств, ведомств, строительно-монтажных организаций и предприятий освобождать от работы в порядке перевода работников, изъявивших желание перейти на постоянную работу в организации и на предприятия нефтяной и газовой промышленности, в геологические и строительно-монтажные организации, находящиеся в Тюменской области».

Даже в этом постановлении предусматривалось построить каскад ГЭС на реки Оби, так как объекты строительства предполагалось строить не ниже отметки в 30 метров, до которой может подняться уровень реки при  возможном строительстве ГЭС.

Первым начальник объединения «Тюменнефтегаз» был назначен Арон Маркович Слепян, главным инженером объединения – Виталий Иосифович Тимонин.

Извлекаемые запасы по четырём месторождениям (Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Мегионское, Шаимское) составляли только 300 млн. тонн нефти, но велась их доразведка, и предполагались значительно большие запасы.

Принятое постановление правительства требовало немедленной инициативы и творчества по широкому кругу решений и действий, необходимо было привлечь различные организации из других регионов страны и организовать на высочайшем уровне их совместную работу. Обком КПСС постоянно согласовывал организацию работ с руководителями всех задействованных ведомств в других областях страны и с центральными органами управления.

Для координации действий всего строительного комплекса подразделений оперативно проводились совещания, координировались действия подразделений с учётом постоянно меняющихся ситуаций в целом.         

На месторождениях Тюменской области, для их обустройства, не было необходимых материально-технических средств, специальных строительно-монтажных подразделений, специалистов – нефтяников. Единственная транспортная система – реки Обь и Иртыш. В Иртышском пароходстве не было специального речного флота для транспорта нефти. Все работы по обустройству месторождений, созданию специального флота необходимо было выполнить за короткий срок – пять месяцев.

Наступил период исторической важности – оправдать ответственное доверие правительства в рождении нового нефтегазового района, доказать свои предвидения, профессиональные качества, организаторские способности на всех уровнях.

Тюменский промышленный обком КПСС выступил непосредственным организатором ускоренного выполнения постановления правительства, к началу навигации 1964 года было необходимо уже добыть нефть в резервуары, и сам включился в эту работу.

Под конец навигации 1963 года, накануне ледостава, речники доставили для обустройства месторождений рулоны для нескольких резервуаров ёмкостью по 2 тыс. кубических метров, сепараторы нефти и газа, трубы для нефтепроводов, фонтанные арматуры, задвижки. Геологи этот груз не заказывали и на местах его не принимали. Этот факт дошел до А.К. Протозанова, и он принял немедленные меры по разгрузке барж. Речные суда успели до ледоставе вернутся на базу.

В январе 1964 года месторождения посетила комиссия в составе ответственных работников центральных органов управления, видных специалистов страны во главе с Н.К. Байбаковым – председателем Государственного комитета нефтедобывающей промышленности СССР, которая изучила состояние начала освоения месторождений. Н.К. Байбаков образно выразил свою мысль: этому новому нефтяному  району быть не «третьим Баку», а стать «первым Баку».

Александр Константинович Протозанов и начальник Тюменского геологического управления Юрий Георгиевич Эрвье ранее встречались с председателем Государственного комитета по газовой промышленности СССР Алексеем Кирилловичем Кортуновым и предварительно договорились  об обустройстве нефтяных месторождений для проведения пробной эксплуатации. На это министерство по положению были возложены строительно-монтажные работы для предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Первая нефть, 1960-е годы.

 

Приказом начальник Тюменского геологического управления Ю.Г. Эрвье возложил персональную ответственность за обустройство месторождений, строительство товарных парков и причалов на начальников нефтеразведочных экспедиций: Ивана Григорьевича Шаповалова (начальника Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции), Владимира Алексеевича Абазарова (начальника Мегионской нефтеразведочной экспедиции), Ивана Фёдоровича Морозова (начальника Шаимской нефтеразведочной экспедиции).

Госкомитет по газовой промышленности СССР поручил вести строймонтажные работы в Приобье  управлению «Омскнефтепроводстрой», которое срочно создало монтажные участки в Усть-Балыке и Мегионе; в Шаиме –  управлению «Шкаповнефтестрой» из Башкирии. Комитет направил опытных работников на обустройство. В начале февраля 1964 года первыми прибыли на месторождения начальники участков строительства. Геологи приняли меры по размещению строителей, организации их питанием, обеспечению участков имеющимися материалами, техникой. Геологи в первую очередь обеспечивали монтажников всем необходимым, а затем параллельно занимались своими производственными делами. 

Все подготовительные работы для добычи нефти пришлось выполнять в суровое зимнее время, крепкие морозы.  

Геологи вырубали лес под трассы нефтепроводов, раскорчевывали пни, готовили земляные основания под резервуары с учётом того, что работы выполняются в зимнее время, а в весеннее время и заполнения тёплой нефтью резервуаров и трубопроводов возможны проседания грунта и порывы трубопроводов, чего нельзя допустить.

Для освоения скважин выводили их из консервации. Устанавливали на разведанные скважины вышки с оборудованием, разбуривали цементные мосты в скважинах, производили перфорацию против продуктивных пластов, осваивали скважины, делали обвязку  их устья с монтажниками.

По существу, у геологов не было ни сил, ни средств для выполнения строительно-монтажных работ по подготовке месторождений для добычи нефти. Они никогда не занимались их обустройством. Им пришлось проводить не свойственные работы. Отвлекали от основной деятельности технику, материалы, людей. Строителям и первым нефтяникам, которые появились в последние дни строительных работ, геологи выделяли места для их проживания, вагончики для трассовых работ. Вечерние планёрки начинались с рассмотрения хода строительно-монтажных работ на обустройстве месторождений, условий проживания строителей. Рабочие-геологи роптали на недостаток вагончиков для проживания, отвлечение техники и людей на монтажные работы, но с пониманием относились, считали, что нет другого подхода к выполнению постановления правительства на настоящий момент.

На месте готовили схемы, чертежи, графики обустройства, вносили коррективы по ходу работ. Проектные решения имели много недочётов, поэтому приходилось действовать, как понимали, брали ответственность на себя. Работали по принципу: «Сделаем больше задания, которое нам определили».  

Монтажники обвязывали скважины, монтировали трапно-замерные установки для отделения газа от нефти и занимались производством замеров нефти от каждой скважины.

Геологи обеспечивали монтажные бригады кислородом, материалами, иногда и сварочными агрегатами. Некоторых материалов вообще не было в наличии, приходилось приобретать и доставлять их, зачастую, из Тюмени, то есть принимались авральные действия на всех уровнях управления.     

Всю систему сбора нефти старались выполнять надёжной. Трубопроводы, монтажные узлы опрессовывали воздухом или водой. Вода – опасный реагент для замерзания в системах сбора, поэтому работы проводились при прессовании  оперативно, с наименьшим временем. Резервуары опрессовывались водой.

Иртышское речное пароходство, да и Министерство речного флота РСФСР не были готовы к решению поставленных задач правительством ни материально, ни психологически. В феврале 1964 года начальником Иртышского пароходства назначили Николая Иосифовича Животкевича, работавшего начальником пароходства «Волготанкер». Министерство речного флота РСФСР совместно с Министерством судостроительной промышленности СССР приняли решение о строительстве нефтеналивных барж на Тюменском судостроительном заводе.

Такого опыта строительства завод не имел. Его директор – Пётр Петрович Потапов принял решение о переоборудовании барж по перевозке леса на нефтеналивные, часть тягового флота отрядил для перевозки нефти. Пригласил для консультации и переоборудования судов специалистов из других пароходств, проводил обучение речников на заводе правилам транспортировки танкеров.

Разрабатывалась техническая документация, на месте делались чертежи на переоборудование, и сразу проекты пускались в дело. Создавалось  взрывоопасное  хозяйство. Заводчане работали круглые сутки, организовали соревнование бригад, лучшие строители оперативно поощрялись руководством и профсоюзным комитетом завода. 15 мая 1964 года завод произвёл спуск на воду первых шести нефтеналивных барж и оборудовал катера для перевозки барж с нефтью. Иртышское пароходство получило в навигацию 1964 года 14 специализированных нефтеналивных барж. На заводе было переоборудовано  20 судов для транспортировки нефти по правилам противопожарной безопасности.

Отправка первой нефти на Омский нефтеперерабатывающий завод.

 

Последними объектами строительства были причалы, их построили, предусмотрев все меры безопасности налива нефти в суда. Дебаркадеры (причалы) были выполнены деревянными, и должны были удовлетворять взрыво- и пожароопасному грузу. Весна, грунт прогрелся, техника вязла при строительстве причалов, но геологи справились со всеми трудностями.

Для координации действий всего строительного комплекса обком КПСС часто проводил совещания в Тюмени и на местах строительства, координировал действия подразделений с учётом меняющихся ситуаций в целом.          

Работники аппарата промышленного обкома партии постоянно посещали место производства работ, помогали координировать совместные действия производственников. Даже при транспортировке нефти на первых судах присутствовали инструктора обкома КПСС.

Руководители местных партийных органов также были частыми посетителями строительных объектов, проводили совещания по состоянию строительства, принимали оперативные меры оказания помощи в решении выявленных проблем на стройке. Большую помощь в приёме и размещении строителей оказывали первый секретарь Сургутского райкома КПСС Василий Васильевич Бахилов и Председатель Сургутского райисполкома Антонина Георгиевна Григорьева.

30 января 1964 года было создано нефтепромысловое управление «Сургутнефть». Начальником НПУ был назначен Василий Степанович Иваненко,   главным инженером – Лев Дмитриевич Чурилов.          

В марте были созданы первые нефтепромыслы: Шаимский укрупнённый (заведующий Эдуард Константинович Журавлёв), Усть-Балыкский (заведующий Виктор Михайлович Кудрин), Мегионский (заведующий Георгий Самуилович Арнапольский). Нефтепромыслы не имели ни материалов, ни рабочих. Нефтяники появились на месторождениях в конце строительных работ. Геологи принимали нефтяников и размещали их. Нефтяники оказывали помощь в завершении работ с точки зрения технологии добычи, сбора, транспорта нефти и безопасности ведения этих работ, были как бы дублёрами при запуске скважин и объектов сбора нефти.

Первым прибывшим оператором на нефтепромыслы стал Александр Константинович Пономарёв из Башкирии. Его встретил на перроне Тюменского вокзала начальник объединения А.М. Слепян и направил в Сургут. Здесь его встретил главный инженер вновь созданного нефтепромыслового управления «Сургутнефтегаз» Л.Д. Чурилов (в будущем – Министр нефтяной промышленности СССР) и направил в Усть-Балык. А.К. Пономарёву было доверено открыть задвижку на резервуаре для наполнения Усть-Балыкской нефтью первого танкера. Ныне он ветеран Усть-Балыка, награждён трудовыми орденами и медалями.

До прибытия первых нефтеналивных барж геологи и нефтяники заполнили резервуары нефтью.

Первые нефтеналивные баржи прибыли: в Шаим – 23 мая, на Усть-Балык – 26 мая, в Мегион – 5 июня 1964 года.

В торжественной обстановке на митингах нефть пустили из резервуаров в  танкеры. Это событие было всеобщим праздником для геологов, строителей, нефтяников, партийных, советских работников, всех жителей посёлков. Профком Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции сделал день налива нефти в первый танкер выходным.

За геройский труд нефтеразведочные экспедиции награждены переходящими Красными Знамёнами, многие участники обустройства были отмечены наградами, поощрены партийными, советскими органами области, округа, районов,

Центральные газеты и журналы, местная печать поздравляли первых выдающихся тружеников подготовки и пуска месторождений в эксплуатацию. Новые появившиеся районы нефти приобрели широкую известность в стране.

Первые нефтеналивные баржи от причалов «Сухой бор» (Шаим), «Усть-Балык», «Баграс» (Мегион) соответственно с нефтью 600,  3 700 и 3 684 тонны ушли на Омский нефтеперерабатывающий завод. Так началась первая в истории Сибири нефтяная навигация на Оби и Иртыше. Крутые повороты на реке судами не всегда преодолевались с первого раза,  приходилось сдавать назад и вновь преодолевать поворот, нарабатывался опыт.

6 июня 1964 года первый танкер прибыл на причал нефтеперерабатывающего завода.

Благодаря организаторской работе Тюменского промышленного обкома КПСС, неимоверно героическому труду энтузиастов первой тюменской нефти, производственники справились с поставленной задачей, всё было выполнено в сжатые сроки. Пример настоящего героизма и патриотизма вписан в историю рождения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Уже 4 июня 1964 года пленум Промышленного обкома КПСС обсуждал вопрос «О перспективах развития нефтедобывающей промышленности в области», наметил новые, более высокие рубежи в организации добычи нефти.

Самым крупным месторождением, введённым в промышленную разработку, было Усть-Балыкское, поэтому ему уделялось особое внимание. Было добыто и поставлено нефти на Омский нефтеперерабатывающий завод в навигацию 1964 года: с Усть-Балыка 134 тыс. тонн, с Мегиона – 59 тыс. тонн, с Шаима – 16 тысяч, а всего 209 тыс. тонн, вместо 100 тысяч, установленных правительством.

Омский нефтеперерабатывающий завод в 1965 году получил 953 тыс. тонн. вместо намеченных 200 тыс. тонн. Нефтяники могли бы добыть и отправить значительно больше, если бы нефтеналив в танкера был поставлен на непрерывный поток. Этот процесс был ограничен наличием нефтеналивного флота.

Тюменский промышленный обком КПСС внёс значительный вклад в повышение значимости промышленности области, решил создание новых предприятий, проложил дорогу в нефтегазовое будущее, подготовил основу ускорения развития новой нефтегазовой провинции. Всё это он делал инициативно, находчиво, смело, решительно и масштабно.

В 1965 году построен нефтепровод Шаим – Тюмень, а в 1968-м  Усть-Балык – Омск. До ввода нефтепроводов Усть-Балык – Омск и Нижневартовск – Анжеро-Судженск речники Обь-Иртышского бассейна перевезли судами свыше 9 млн. тонн нефти.

Решение о прекращении проектирования Нижнеобской ГЭС было принято только в 1968 году.

Нефть и газ Тюмени являются весомым экономическим и энергетическим ресурсом нашей страны.

Я счастлив тому, что со всеми названными в данной статье замечательными авторитетами довелось встречаться на деловых мероприятиях в Тюмени, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, с некоторыми из них решать проблемы развития, жизненные интересы людей.

Митинг, посвященный прибытию первых барж с Тюменской нефтью, 1964г.

 

Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ,
Почётный гражданин Пуровского района и города Муравленко
Ямало-Ненецкого автономного округа